БЛОГ: Ifa Orisha


Интервью Awo ni Orunmila Ogunda Leni

Интервью Awo ni Orunmila Ogunda Leni

3-й номер журнала «KUNANBANZA»


В прошлом выпуске журнала, мы уже публиковали интервью с одним из представителей загадочного афро-кубинского культа Сантерия. Этот материал нашел отклик среди наших читателей, поэтому мы решили сделать эту рубрику одной из постоянных в нашем журнале. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию запись беседы нашего редактора с одним из руководителей международного проекта «Ile Olorun», awo ni Orunmila Ogunda Leni, с которым нам посчастливилось встретиться лично, и откровенно, а главное непринужденно пообщаться на различные темы о традиции Ифа-Ориша.

Эта встреча состоялась в конце февраля, когда на московских улицах еще лежал снег, а угрюмые лица прохожих навевали скуку. Мой собеседник задерживался уже на три минуты, и я, немного нервничал, поглядывая то на часы, то на скрывающееся за горизонтом солнце. Неожиданно, как будто из пустоты прямо передо мной появился широкоплечий мужчина и уверенно протянул мне руку в приветствии. Мы поздоровались, представились. После чего мой собеседник предложил следовать за ним. Немного попетляв по дворам старой Москвы, мы прибыли в нужное место, как сказал мой визави – это главный храм или Иле.

Едва я переступил порог храма, на меня нахлынула волна приятных пряных запахов с неуловимой ноткой чего-то знакомого из детства. Мой собеседник предложил пройти в «приемную», которая представляла из себя небольшую, но вполне уютную, аскетично мебелированную комнату, в которой царил приятный полумрак. Я сел на диван перед небольшим столиком, на котором приветливо дымил кофейник. Достав диктофон, я поинтересовался у собеседника, готов ли он к интервью? Чуть улыбнувшись, он предложил мне кофе, и кивком дал понять, что беседу можно начинать.

- Расскажите, что такое Ифа-Ориша?

Мой собеседник, поудобнее устроившись в кресле напротив меня, пригубил кофе из белоснежной чашки, чуть прищурился и тихо произнес: - Сложный вопрос… В первую очередь, это, конечно же религия, но не в обыденном европейском понимании этого термина, где надо страшиться гнева сердитого вездесущего бога, который смотрит на вас с небес и записывает в особую книжечку все ваши «косяки». Это скорее мироощущение и понимание своей роли в Мире, взаимодействие с ним на разных уровнях бытия, из которого вытекает вторая – магическая составляющая, способная структурировать наличную реальность должным образом для того, кто проводит ритуал. Конечно же, магическая составляющая притягивает к себе внимание в первую очередь, но поверьте, она далеко не самая главная. Ну и, конечно же, если смотреть на Ифа-Ориша, как на религиозно-магическую систему, с точки зрения культурно-исторического генеза, нужно упомянуть и ее исторические и этнические корни. Это традиционные верования плен йоруба, посей день живущих в западной Африке, которые благодаря периоду работорговли, попали в Новый свет, где обрели вторую родину на кубинской земле. И именно благодаря своей второй родине, эти верования получили широкое распространение и стали известны всему миру.

- Спасибо за столь развернутый ответ. Но, я знаю что Ифа - это еще и система предсказания, которая в свою очередь включена в список наследия ЮНЕСКО. Но что несет в себе слово Ориша?

Действительно, Оракул Ифа, известный по названием Dafa, в 2008 году был включен в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Само по себе название «Dafa» является своего рода аллюзией йорубийской фразы «da Ifa», что можно перевести на русский язык, как «делиться мудростью Ифа». Любой человек, несмотря на его религиозные предпочтения, может обратиться к оракулу Ифа через Babalawo, который является единственным, кто владеет этим таинством. В основном люди прибегают к чтению «Dafa», чтобы получить ответы на вполне конкретные вопросы, будь то: здоровье, любовь, работа, деньги, дети и т. д. или для общего чтение о том, какие энергии в настоящее время влияют на их жизнь. Оракул Ифа имеет 256 различных знаков – oddu Ifa и множество историй соответствующих каждому из знаков. Чтение каждого знака показывает не только текущую энергетическую ситуацию, в которой находится клиент, но и объясняет, идет ли эта энергия с благословениями (ire) или несчастьями (osogbo). Предсказание Ифа, дает точный и ясный взгляд на энергии, которые присутствуют в конкретной ситуации, а так же, дает подробный прогноз на ближайшее время, по развитию текущей ситуации, рассказывает о генезе того, что происходит в вашей жизни, и дает предписания, как исправить или улучшить жизнь, сделав определенные работы или ebbo, способные трансформировать эти несчастья на благословения и вернуть человека на путь сбалансированной и благословенной жизни. Таким образом, Слово Ориша исправляет несовершенные Ori и помогает человеку находиться в соответствии со своим внутренним я, своим Высшим Я, и, в конечном счете, своей судьбой.

- Немного личный вопрос, мне известно, что до того, как стать жрецом Ифа-Ориша, вы много сил отдали славянскому язычеству и даже выпустили книгу под названием «Навий Шлях». Так, что же сподвигло вас, так резко изменить ориентиры и заняться изучением афро-кубинских традиций?

Мой собеседник, откинувшись в кресле, с улыбкой посмотрел на меня. Это, правда, - произнес он, я много времени посвятил возрождению традиционной культуры дохристианской Руси, но в какой-то момент движение в этом направлении превратилось для меня в «бег на месте». Для меня, как для практика очень важна предсказуемость результата моих действий. Реконструкция магического пути Родноверия, не давала мне этого, и я стал искать другие варианты. Сначала в смежных системах, например в скандинавском язычестве и северном шаманизме, а затем и во все более отдаленных от Родноверия направлениях. Так, совершенно случайно, я соприкоснулся с мудростью Ифа, которая поразила меня своей глубиной и объемом сохранившейся информации. Ведь благодаря своему удалению от Европы, период христианизации пришел в Африку значительно позже, что позволило традиции сохранить знания в целостном первозданном виде, а не в виде фрагментов не всегда понятной мозаики, как это произошло с исконными верованиями славян. Поэтому практика и результативность традиции, пересилила исходное предубеждение перед чуждым мне на то время культом Ифа-Ориша.

- Расскажите, пожалуйста, повлияла ли Ифа, каким либо образом, на вашу жизнь, и на жизнь ваших близких?

Скажу более, она полностью перевернула мою привычную картину восприятия окружающего мира, изменив осмысление моей роли в нем и возможности влиять на окружающую реальность. День за днем, изучая книги, общаясь с наставниками, я открывал для себя все новые и новые пласты знаний. К сожалению информации, на русском языке о Ифа-Ориша очень мало, хотя наш проект «Ile Olorun» старается исправить эту ситуацию, поэтому мне пришлось заняться изучением языков, сначала испанского и английского, а затем йоруба. Система передачи знаний в Ифа-Ориша имеет строгую иерархию, без прохождения соответствующей инициации, тебе не расскажут того, что не положено знать. Поэтому углубляясь в «закрома Ифа», я параллельно менял свой статус в этой религии. Моей целью не являлась покупка статуса жреца, меня интересовал только доступ к знаниям с возможностью их легитимного использования. Что касается моих близких, я никогда никого не заставлял, и даже не агитировал, ибо выбор религии дело сугубо добровольное, но и моя жена, и мои дети тоже исповедуют regla de Osha. Если детям свойственно повторять за родителями, то для жены это был осознанный выбор. В определенный период, в нашей жизни были проблемы, и именно Ифа помогла нам их преодолеть.

- Поделитесь своим мнением, как не нарваться на шарлатанов выдающих себя за жрецов, можно ли как-то обезопасить себя от них? Как правильно выбрать практика, по каким критериям?

На самом деле – никак. Обманщик, он на то и обманщик, - обман для него хлеб. И сколько бы вы не прочли книжек, попадись в руки к такому плуту, вы все равно окажетесь обманутым. Опять же попасть к шарлатану не так страшно, как попасть в руки к некомпетентному специалисту. Это, я вам по собственному опыту говорю. Шарлатан вас обманет один или несколько раз, и вы поймете, что он представляет из себя. А вот некомпетентность в магических вопросах, может выйти боком. Если уж совсем упрощать, то обратите внимание при выборе практика на его манеру общения, если он обливает грязью конкурентов, это повод задуматься об истинных причинах его слов. Узнайте, какую линию он представляет, насколько велик его Иле, кто его старшие. Хотя и здесь плут, при определенной подготовке с легкостью введет вас в заблуждение, рассыпая пригоршнями непонятные термины на пути вашего понимания его слов. Поэтому выбор практика, до сих пор остается лотереей. Но наш проект усиленно работает над тем чтобы традиция Ифа-Ориша и Пало Кимбиса стали чуть менее экзотичными для России.

- Простите, вы сказали Пало Кимбиса? Ваш проект представляет и ее?

Да, наш дом представляет Крусадо двух традиций - Ифа-Оша и Пало Кимбиса. Все Аво нашей линии, в обязательном порядке проходят жреческую инициацию в Пало. Регла Кимбиса сравнительно новое течение в традиционном Пало Монте, но благодаря своей основной идее – черпать из всех возможных источников, все самое эффективное - это пожалуй наиболее сильная и жизнеспособная ветвь Пало Монте на сегодняшний день. Пало, как традиция не уступает по глубине и монолитности знаний Ифа-Ориша, скорее дополняя его, как Ифа в свою очередь дополняет Пало. О Кимбиса можно говорить долго, ибо оно содержит в себе столько всего, что нам не хватит сегодняшнего вечера, чтобы обсудить даже какие либо базовые моменты. Поэтому давайте вернемся в обсуждению Ифа-Ориша, а Пало Кимбиса, мы обсудим позже, если вам конечно понравится брать у меня интервью (смеется).

- Хорошо, ловлю вас на слове. Скажите, можно ли по каким-либо событиям или явлениям определить сработал проведенный ритуал/обряд или нет?

Хмм… Если ситуация не изменилась, в положительном ключе, то работа скорее всего не «пошла». Аво в ходе предсказания, не только получает понимание текущей ситуации, но и ряд предписаний о том какие работы следует сделать, чтобы переломить негативную ситуацию. После того как необходимые работы сделаны, всегда проводится дополнительная консультация, дающая понимание «пошла» ли работа, и через какое время ожидать результата. И если работа не «пошла», то Аво выясняет, в чем причина, и предпринимает дополнительные действия, чтобы ожидаемые изменения все же произошли. Что касается «побочных» проявлений, не в смысле трудностей или проблем, а в виде внешних проявлений после проведенного ритуала, то они могут быть самыми разнообразными. Так, например у одного из моих крестников, после проведения чистки пол изменил цвет в том месте, где стояла тарелка с ингредиентами. Само собой никаких химических реактивов там не было. И таких проявлений бывает множество, но, как правило, они всегда индивидуальны.

- Скажите, на Ваш взгляд, каким набором качеств должен обладать человек, чтобы успешно заниматься практикой Ифа.

В первую очередь – целеустремленность, фундаментом которой является: упорство + вера + терпение, возведенное в степень бесконечного оптимизма. Ну, а если серьезно, то, если у вас есть дорога в этой религии, то не существует никаких препятствий для практики. Чтобы стать жрецом Ифа, нужно учиться, причем учиться всю жизнь. Ибо Ифа, настолько многогранна и поистине бездонна, что нет человека, который мог бы сказать, что он познал ее полностью. Однако путь жреца, это удел единиц, большинству хватает первых инициаций, чтобы обрести смысл жизни или выровнять перекосы в своей жизни. Ифа не требует фанатизма, однако и потребительское отношение не даст желаемого результата. Ифа – это равновесие, баланс духовного и мирского, позволяющий улучшить материальное положение, не забывая о духовном росте. Поэтому, если вы думаете о том чтобы ступить на этот путь, просто идите к бабалаво на консультацию – Ориша укажут вам верное направление.

- Очень хочу узнать во всех подробностях, как же получить заветную инициацию, куда нужно ехать и что для этого потребуется?

К счастью, сегодня Ифа распространена по всему миру, поэтому чтобы приобщиться к традиции, далеко ехать не потребуется. Как я уже сказал, сначала вы идете на консультацию к аво, где помимо личных моментов предсказания, вам скажут ваш ли это путь. И если Ориша открывают перед вами камино де Санто (дороги богов), то вы можете пройти инициацию Герерос и получить свои фетиши Войнов – Эшу, Огун, Ошоси и Осун. Эти святыни получают один раз, и они будут сопровождать вас на протяжении всей жизни. Именно к этим божествам, чаще всего прибегают за помощью последователи Ифа-Ориша. И, конечно же, получают ее, при должном подходе и усердии.

- Я читал, что в Ифа не одна инициация, а несколько. Расскажите поподробнее про них, и зачем нужно столько посвящений.

Я уже говорил, что Ифа-Ориша имеет жесткую иерархию, которая в первую очередь ограничивает или открывает доступ к информации, и только за тем определяет социальный статус человека в традиции. Попробую перечислить основные, но сразу оговорюсь, что в разных домах свои правила, где то определенных инициаций может не быть, или они совмещены с другими, или просто имеют другое название.

Eleke - начальный уровень, в рамках которого неофит получает ожерелья Оришас. Как правило, вручают пять элеке, по числу Оша (Ориша которые усаживаются в голову, кроме Войнов – Элегуа, Огун, Ошоси и Осун), а именно элеке: Обатала, Очун, Йемая, Ойя и Шанго. Но в некоторых домах количество вручаемых ожерелий может быть расширено за счет вручения элеке Огуна, Ошоси, Бабалуайе и других Оришас, если это предписано в предсказании Дафа. В некоторых домах людей получивших элеке называют – Омо Элеке (дитя Элеке).

В ходе церемонии «Ikoko Eggun» (Котла Предков), инициируемого представляют перед умершими старшими линии дома и вручают инструментарий для корректной работы и обслуживания предков по линии дома и своих кровных предков. Помимо котла инициируемый получает Бакуко (особый посох), с помощью которого можно призвать Эггун и Атэна (черепица на которой начертаны определенные знаки оду). Данную церемонию проводят только для мужчин.

Guerreros (Воины), о ней мы уже говорили, в ходе этой инициации человеку вручают Оришас: Элегуа, Огун, Ошоси и Осун. Так же неофит получает черно-красные элеке Элегуа. С этого момента посвящаемый может обслуживать Воинов, использовать оракул оби (во многих домах этого не разрешают), давать аддиму (подношения) и делать простые работы для того чтобы структурировать окружающую реальность в целях достижения Ire (благо) и устранения gbogbo Osogbo (различных проблем). В некоторых домах людей получивших инициацию Войнов называют - Ayagun Ti Ocha, а если они до этого прошли церемонию Eleke, то их могут называть – Jekigboye. В нашей линии они называются – Aborisha.

Awofaka (Mano de Orula) и Ikofafun - важный шаг в жизни последователя Ифа-Ориша. В ходе церемонии длящейся три дня, определяется Головной Ориша (ангел хранитель) человека и делается Ita-предсказание. Бабалаво читает для инициируемого советы Орунмила, и дает предписания, как избежать osogbo и приблизить ire, какие ebo (особые ритуалы) следует сделать сейчас и на протяжении всей жизни, чтобы избежать проблем и преодолеть трудности. Для женщин Ikofa, одна из главных церемоний, после нее они получают статус Apeterbi. Мужчины получают полный набор орехов (икин) для предсказания, так же здесь определяется есть ли у них дорога в Ифа, для того чтобы стать жрецом религии.

На этом, к сожалению, церемонии, которые можно пройти на сегодняшний день в России – заканчиваются. Для прохождения всех следующих этапов посвящения в традицию, надо ехать на Кубу или в Африку.

Первая жреческая церемония – Кariosha. Веселая, шумная, красочная и вместе с тем неимоверно сложная многодневная церемония, во время которой в голову инициируемого усаживается его головной Ориша. Перед началом кариоша, специально приглашенные спиритисты, проводят спиритическую миссу (missa spiritual) на которой человеку рассказывают о его духовных гидах и дают ряд советов, закаканчивая ее церемонией coranacion – спиритической коронацией. В первый день церемонии инициируемого усаживают на трон, бреют ему голову и приступают к усаживанию головного Ориша. В середине церемониальной недели, происходит ita-предсказание, где Oba Oriate поочередно обращается ко всем Osha, которые дают советы для новопосвященного жреца, и так же определяется второй головной Ориша (если он был инициирован мужским Ориша – выясняется Мать, если женским – Отец). Так же выясняются дороги каждого Ориша относящегося к инициируемому. Все полученные сведения записываются в Санто Либрета (специальная книга), которая является руководством для инициированного в течение периода Yaboraje (год после церемонии Кариоша) и скрепляется подписями всех присутствовавших на церемонии жрецов. Завершается церемония веселым праздником – представлением на табор (ритуальные барабаны). Считается, что без нее Оришас не узнают о рождении нового Сантеро, поэтому этот элемент хоть и носит праздничный характер, но является так же очень важным звеном церемонии. Через год после инициации Кariosha, по завершении периода Yaboraje, Iyawo считается полноправным Olorisha. Термины Santero (для мужчины) и Santera (для женщины) являются синкретизированными терминами, которые указывают на «того, кто работает со святыми», это - альтернативные термины для Олориша. С обретением этого статуса священник может проводить предсказания для клиентов, и делать определенные работы, в которых даются жертвенные животные (только пернатые, так как у Olorisha нет «лицензии» на приношение четвероногих).

Pinaldo - церемония получения Obe Ogun (ритуального ножа), после прохождения, которой Сантеро, может использовать нож для жертвоприношения пернатых. В некоторых ile рассматривается как «подтверждение» церемонии Кариоша. Не является обязательной церемонией, предписывается, как правило, детям Огуна (omo Ogun).

Здесь, как правило, происходит выбор, остается ли человек в Ориша, в качестве сантеро, расширяя спектр своих знаний и возможностей, или идет в Ифа и становится Бабалаво – жрецом Орунмила. Инициация Тефа – это переход на иной уровень, это своего рода религия внутри религии. Много сложностей, которые мы вряд ли уместим в формат вашей статьи.

- Понятно, а скажите, мне просто интересно. Могу ли я освоить Оракул Ифа без прохождения инициаций и посвящений?

Без сомнения можете. Мы живем в эру развития информационных технологий, практически вся информация в том или ином виде доступна на мониторе вашего компьютера. Однако, даже если вы выучите процесс предсказания, пользуясь материалами из Интернета, то реальной пользы это вам не принесет. Для того чтобы сделать Дафа, нужно не только знание механизма и правил интерпретации, но и божественный мандат. В Пало Монте, это называется словом – ЛИЦЕНЗИЯ. Без которой вас не услышат, а значит, и не ответят. Вообще практика без инициации в афро-кубинских культах не приветствуется, ибо в лучшем случае это самообман, а в худшем, мы уже обсудили с вами тему о шарлатанах. Если уж очень хочется кубинского колорита с мистической подоплекой, но вы чувствуете, что до инициации пока не созрели, то вам подойдет «Боведа эспиритуаль».

- Боведа? Это спиритизм?

Да, совершенно верно. Многие сантеро и палеро используют Боведа в своих духовных практиках. И так, как она не требует никакого посвящения, то с ней может работать любой человек. Соблюдая, конечно же, определенные правила, чтобы избежать возможных негативных проявлений.

- Спасибо за наше общение. У меня, на самом деле еще много вопросов, но как вы, верно, подметили журнал, имеет свой формат, поэтому надеюсь, что у нас еще будет возможность обсудить с вами различные вопросы.

- Да конечно, с радостью пообщаюсь с вами снова.


Интервьюер: Томас Ортиз



ОБО МНЕ

Всегда сложно писать о себе, но иногда нужно…

Меня зовут Дмитрий, мое имя в традиции Ifa Orisha - Awo Ifa Oma, в традиции Palo Monte - Tata Lucero Mundo.

Я исследователь, писатель, практик, имеющий инициации в различные мистические культы нашей планеты. Многие годы своей жизни я посвятил возрождению исконной веры славянских предков, входил в жреческий совет Московской славянской языческой общины (МСЯО). Занимался популяризацией идей славянского язычества. В конце 90-х, начале нулевых, неоднократно принимал участие в многочисленных этнографических экспедициях, где изучал наследие сибирских шаманов и деревенское чернокнижие.

В поисках «настоящей» непрерывной традиции, попал на остров Свободы - Кубу, где прошел жреческие инициации в культы Ifa Orisha и Palo Monte, став Awo ni Orunmila в традиции Ifa Orisha и Tata Nganga Ndibilongo в Regla Kimbisa SCBV.

Автор книг «Навий шлях» (2001) и «Kimbisa. Дорогами древних богов» (2023), а так же глава одного из старейших российских домов крусадо афро-кубинских традиций Ifa Orisha (Ile Olorun) и Palo Kimbisa (Munanaso Nsulu).